Какое топливо наиболее подходит для отопления частного дома? Печать

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Энергоресурсы в различных регионах России распределены неоднородно. В районах, где леса истощены, для отопления индивидуальных домов традиционно используются уголь, жидкое и газообразное топливо. Дизельное топливо в последнее время подорожало, однако не на столько, чтобы на внутреннем рынке покупательский спрос на него снизился. С газом проще: его много, оттого он и дешев. Но, к сожалению, далеко не все районы газифицированы, да и подается газ потребителю зачастую неритмично. Спрашивается, как подстроиться под сложный ритм экономической жизни, если котел, обошедшийся вам недешево, работает только на одном виде топлива? Наиболее прозорливые домовладельцы сразу потратились на комбинированные котлы, хотя обошлись они им процентов на 40 дороже (порядка 3500-4500 USD).

Для регионов, где по экономическим и экологическим причинам твердое топливо сжигать невыгодно, оптимальный вариант - котлы, работающие на дизельном топливе, природном или сжиженном газе и их комбинации. Зимой давление в квартальных газопроводах нередко сильно снижается, и происходит аварийное выключение котлов. В таких случаях котел необходимо перевести на альтернативное топливо.

Сегодня на российском рынке предлагается более сотни различных котлов зарубежных и отечественных производителей. Какой же котел предпочесть? Чтобы не ошибиться, лучше поручить выбор котла специалисту, который будет проектировать для вас систему отопления. Он сможет обеспечить оптимальное сочетание элементов системы, выбрать котел, разрешенный к эксплуатации в вашем доме и сориентирует вас в получении многочисленных разрешительных документов на установку котла. Однако решающее слово остается за застройщиком, поэтому, при согласовании предложения проектировщика вам придется, выслушав его аргументы, принимать окончательное решение самому.

Из чего же следует исходить при выборе котла? Прежде всего - из видов топлива, которые наиболее доступны в районе строительства вашего дома. Определившись с топливом, приступают к выбору конструкции котла: одноконтурного - предназначенного только для системы отопления, или двухконтурного - предназначенного как для системы отопления, так и для системы горячего водоснабжения. Далее исходят из тепловой мощности котла, которую должен определить проектировщик, требуемых параметров теплоносителя для системы, теплопроизводительности котла, материала из которого изготавливается котел, его веса, габаритов, стоимости и других характеристик и параметров.

Идеальным топливом для котлов является газ. Это самое экономичное топливо. В нем содержится меньше сернистых соединений, поэтому сжигание газа происходит с большей эффективностью при высокой экологической чистоте. Котлы не так подвергаются коррозии, как при сжигании других видов топлива, меньше зарастают сажей. Производить их очистку можно реже. Котлы, работающие на газовом топливе, более долговечны. Газ не нужно запасать впрок, а значит, не требуются дополнительные площади под склад топлива. При использовании газового топлива отсутствуют запахи. (Наличие запаха газа свидетельствует об аварийном состоянии котла).

Однако, газ есть не везде. Газификация в России происходит, к сожалению, не теми темпами, как хотелось бы. В новые коттеджные поселки, которые возникают вдали от коммуникаций, газ приходит не сразу. Если на газификацию поселка, в котором строится дом, надежды нет, то можно установить котел на жидком топливе. В этом случае потребуются дополнительные площади под специальные стальные или пластмассовые емкости для дизельного топлива в среднем на 4-10 т. Однако, следует помнить, что длительное (больше года) хранение топлива в прозрачных пластмассовых емкостях может привести к его физическому и химическому "старению". Не возбраняется хранить топливо в доме. Емкости с двойными стенками обладают практически стопроцентной надежностью. Правда, в доме будет присутствовать, пусть едва заметный, но все же ощутимый специфический запах. Емкости могут быть вынесены за пределы здания и закопаны в землю, если это позволяют гидрогеологические условия. Будет лучше, если эту работу проведет специализированная организация, монтирующая котел. При близком расположении грунтовых вод полупустые к весне емкости могут "всплыть". Заглубленные в грунт топливные емкости необходимо будет ежегодно проверять на герметичность и освидетельствовать. В остальном, эксплуатация жидкотопливного котла мало чем отличается от эксплуатации газового котла.

Итак, как же поступить в том случае, когда вы выяснили, что газификация поселка, в котором расположен ваш коттедж, произойдет через несколько лет? Установить котел для другого вида топлива, а затем заменить его на газовый - слишком дорогое удовольствие. Для такой ситуации и в России, и за рубежом оправдывает себя применение комбинированных котлов. Безусловно, любая комбинация будет стоить несколько дороже, чем котел для одного какого-либо вида топлива, увеличит габариты, потребует дополнительных площадей для размещения, снизит эффективность. Особенно это относится к универсальным котлам для сжигания твердого, жидкого и газообразного топлива, тепловой к.п.д. которых при сжигании твердого топлива составляет 58-60%, а жидкого и газообразного - 70-80% (у газовых и жидкотопливных котлов он составляет 90-95%).

Оптимальной будет комбинация для сжигания жидкого и газообразного топлива, поскольку современные горелки позволяют сжигать оба вида топлива практически одинаково. Пуск горелки, особенно первый, должен производиться специалистом, так как при этом горелка регулируется в соответствии с нормами выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, приводимыми в таблице инструкции по монтажу горелки. При переходе на другой вид топлива данная горелка демонтируется и устанавливается горелка для другого вида топлива. Отопительная нагрузка дома зависит от температуры наружного воздуха. Логично было бы в период с повышенной температурой за окном снизить мощность котла, а следовательно, и расход топлива. Однако, снижение расхода топлива может привести к изменению условия его сгорания, размера факела в камере сгорания и, как следствие, снижению к.п.д. В связи с этим по своей конструкции жидкотопливные и газовые горелки могут быть одноступенчатыми, двухступенчатыми, рассчитанными на сжигание меньшего количества топлива, а также модулирующими.

Сегодня на российском рынке представлены, в основном, горелки следующих фирм-производителей для газообразного и жидкого топлива, пригодных для использования в котлах малой мощности и предназначенных для отопления коттеджей: Weishaupt, Elko Klоckner, Giersch, Viessmann (Unit, Rotrix, Matrix и др.)(все Германия), Elko (Швейцария), Olymp (Австрия), Bentone, Hansa, Intercal, (Швеция), Oilon (Финляндия) и др. В последнее время на мировом рынке появились комбинированные горелки для жидкого и газообразного топлива. В этом случае на котел устанавливается одна горелка, к которой подводится газопровод и топливопровод жидкого топлива. Отсутствует необходимость в смене горелки. Горелка лишь переключается с одного вида топлива на другой. Естественно, что устройство такой горелки сложнее, а следовательно стоимость оказывается выше, чем при применении двух горелок на разные виды топлива.

Поскольку при сжигании жидкого топлива образуется больше сернистых соединений, которые могут конденсироваться на поверхности стенок котла, тепловоспринимающие поверхности комбинированных котлов для жидкого и газообразного топлива выполняют из чугуна, который менее подвержен коррозии, нежели сталь. Это увеличивает вес котла. В связи с этим все комбинированные котлы производятся в напольном исполнении. Фирмой Viessmann разработаны биметаллические котлы с двойными стенками. Это, например, модели Vitola 100; Vitola 111; Vitola 200; Vitola 222. Биферральная сопряженная поверхность нагрева из двух материалов - чугуна и стали состоит из стального цилиндра и вставленных в него элементов из чугунного литья с радиальными ребрами. Внутренний слой из чугуна обращен к топочным газам и воспринимает, при расчетной производительности, более высокую температуру, чем обращенный к воде стальной цилиндр. Таким образом предотвращается конденсация содержащихся в топочных газах паров воды, осаждение конденсата на поверхности нагрева, а значит, не допускается и ее ускоренная коррозия. "Холодный старт" такому котлу не вредит. При этом вес котла несколько снижается.

Некоторые модели комбинированных котлов имеют встроенные емкости-аккумуляторы горячей воды. Те модели, которые не имеют встроенных баков-аккумуляторов горячей воды, могут присоединяться к отдельным бакам-аккумуляторам тех же фирм-производителей, которые могут устанавливаться рядом с котлом или под ним для экономии полезной площади. Здесь следует заметить, что с 1-го января 2000 года вступают в действие новые нормативы по теплозащите зданий, которые предусматривают для ограждающих конструкций зданий в 3,5-3,7 раза большие термические сопротивления, по сравнению с требованиями 1995 года. Это означает, что расчетная тепловая мощность котла снизится по сравнению с аналогичным по площади зданием, построенным по старым нормативам, также в 3,5-3,7 раза. Безусловно, это будет реальная экономия и в затратах на котел, и на систему отопления, и в ежегодных расходах на топливо. Однако, если котел обслуживает одновременно и систему отопления, и систему горячего водоснабжения, может оказаться, что его мощности не хватит для комфортного горячего водоснабжения.
Ведь для горячего душа потребуется расход 8 л/мин воды с температурой 40 °С, а для наполнения ванны, которое должно произойти по нормам за 10 мин, потребуется расход горячей воды 15 л/мин. Это делается при мощности котла 18-30 кВт. Мощность котла при современном уровне теплоизоляции может быть примерно в 2-3 раза меньше, а результат тот же.

При установке комбинированных котлов придется предусмотреть отдельное помещение для размещения емкостей для жидкого топлива. Они могут быть пластмассовыми, производства фирм Dehoust, Schutz, Roth (Германия) или стальными, производства фирмы Roth. Все они поставляются в Россию. Пластмассовые емкости дешевле и легче металлических. Фирма Schutz выпускает емкости объемом 1050; 1600; 1850 и 2200 л при ширине 78 см и высоте от 195 до 199 см, что обеспечивает наиболее экономное использование полезного объема помещения и позволяет пронести их практически через любую дверь.

Котлы имеют патрубок для отвода дымовых газов, к которому должен присоединяться дымоход. Дымоходы выполняются из нержавеющей стали, т.к. температура дымовых газов низка, и может происходить выпадение агрессивного конденсата на стенках дымохода. В пределах здания дымоход, как правило, не теплоизолируется. За пределами здания, в силу вышеназванных причин, необходимо выполнять дымоход из нержавеющих труб с двойными стенками, между которыми прокладывается теплоизоляция. Ошибка в прокладке дымохода может привести не только к нарушениям в работе котла, но и к аварии, поэтому к этой проблеме необходимо отнестись со всей ответственностью.

Комбинированные котлы имеют встроенный прибор автоматического регулирования работы, который может дооснащаться электронными блоками, например, для программирования работы котла, в зависимости от режима работы системы отопления, автоматического регулирования температуры нагреваемой воды в зависимости от температуры наружного воздуха и т.п.

Следует отметить, что комбинированные котлы на жидком и газообразном топливе обладают повышенной надежностью по сравнению с газовыми котлами, так как при перебоях с подачей газа, которые могут быть на газораспределительных сетях, особенно в периоды экстремальных морозов, когда возможно замерзание газового конденсата, домовладелец может перейти на другой вид топлива. Единственным уязвимым звеном в цепи надежности комбинированных котлов на жидком и газообразном топливе могут быть перебои с подачей электроэнергии, при которых прекратится работа топливного насоса, дутьевого вентилятора, запального устройства и прибора автоматического регулирования, и котел автоматически отключится.    
При возобновлении подачи электроэнергии произойдет автоматический розжиг котла. Однако, если электроэнергия не будет подаваться в течение длительного времени - суток и более, что часто случается в малых поселках, можно "заморозить" систему отопления и сам котел.
На этот случай можно посоветовать установить в доме резервный генератор электроэнергии на том же дизельном топливе, мощность которого должна соответствовать суммарной мощности электрооборудования, включая электрооборудование котла, в коттедже или предусмотреть резервное печное отопление, как это очень часто делают застройщики индивидуальных домов за рубежом.

С сайта www.mega-stroi.ru